Cамые популярные пассажирские самолеты ХХ векаCамые популярные пассажирские самолеты ХХ века

ХХ век можно назвать «веком авиации». Этот вид техники в прошлом столетии прошел путь от зарождения до уверенного вхождения в разные области деятельности, среди которых особое место занимают пассажирские перевозки. В последние десятилетия многие люди предпочитают путешествовать именно самолетом – ведь этот вид транспорта позволяет перенестись на огромное расстояние за считанные часы. Многие самолеты, созданные в ХХ столетии, продолжают использоваться авиакомпаниями. На этом поприще отличились как западные, так российские авиаконструкторы.

Airbus

История европейской компании Airbus отсчитывается от 1967 года, когда был заключен договор о разработке первого пассажирского лайнера европейского производства между Германией, Великобританией и Францией. Результатом совместного труда стал авиалайнер А-300, вмещающий три сотни пассажиров, представленный в Париже на авиационной выставке в 1969 году.

Airbus 380

Один из самых значительных успехов европейской компании – самолет А320, впервые поднявшийся в воздух в 1987 году:

  • Максимальная дальность полета равна 6100 км;
  • Салон вмещает 150-180 пассажиров, точное количество определяется распределением мест по классам.
  • Крейсерская скорость составляет 850 км/ч, максимальная – 890 км/ч.

Еще больше пассажиров – 220-236 – вмещает самолет А321, а самым большим пассажирским самолетом в истории авиации стал А380, созданный уже в начале ХХI века.

Boeing

Американская компания Boeing основана в 1916 году Уильямом Боингом, и именно с нею связаны главные успехи самолетостроения в США.

Самым массовым пассажирским самолетом в истории стал Boeing-737. Первый полет его состоялся в 1967 году, но и сегодня самолеты такого типа в строю. Его особенности были очевидны сразу:

  • Основная опора шасси после складывания не закрывается створками, в результате чего самолет несколько проигрывает в аэродинамике, но его массу такое решение уменьшает.
  • Низкое расположение двигателей потребовало уменьшить их вертикальные размеры.
  • В кабинах первых моделей присутствовали дополнительные окна, позволяющие ориентироваться по звездному небу.

Boeing

Создание нового авиалайнера – Boeing-747 – связано с расцветом авиации в 1960-х гг. Количество пассажиров увеличивалось, и требовался самолет, способный вместить 500 человек. Таким авиалайнером и стал Boeing-747, спроектированный инженером Джо Саттером. Одной из главных особенностей самолета стала особая конфигурация салона:

  • 50 пассажиров бизнес-класса помещаются на верхней палубе.
  • На нижней палубе в носовой части тоже находятся места для пассажиров бизнес-класса, а сзади – для эконом-класса, в общей сложности от 300 до 500 человек.
  • Подняться на верхнюю палубу можно по лестнице.

Boeing-747 и сегодня активно используется для перевозки пассажиров как на дальние расстояния, так и на средние.

Самолеты ТУ

Пассажирские самолеты, созданные в СССР, не уступали европейским и американским авиалайнерам. Это относится, в частности, к самолетам, спроектированным в конструкторском бюро «Туполев», названном по имени основателя – авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Одним из самых известных творений конструкторского бюро стал самолет ТУ-154, который еще в начале ХХI века использовался в пассажирских авиаперевозках. Он был разработан в 1960-х годах под руководством самого Туполева, а первый полет состоялся в 1968 году. Аэродинамическая схема представляет собой свободнонесущий низкоплан с Т-образным килевым оперением и стреловидным крылом. Основные характеристики самолета таковы:

  • длина 47,9м;
  • размах крыла 37,55 м;
  • скорость 935 км/ч.

Авиалайнер вмещает 180 человек в одноклассовой кабине или от 152 до 158 в трехклассовой.

В 2020 году последний самолет ТУ-154, оставшийся к тому времени в авиации, выполнил рейс из города Мирного в Новосибирск, и на этом эксплуатация его завершилась. То, что ТУ-154 потребуется замена, было очевидно еще в последней трети ХХ века. В 1970-х годах началась разработка нового самолета – ТУ-204. Его облик окончательно сложился к середине 1980-х годов, а производство началось в 1990 году на ульяновском заводе «Авиастар-СП».

ТУ 154

В отличие от своего предшественника, ТУ-204 не трехдвигательный, а двухдвигательный. Создавался он с учетом всех критериев современной авиации: минимальный уровень шума, экономичность, соответствие экологическим требованиям.

Доля композитных материалов составляет 18%. Ту-204 стал первым российским пассажирским самолетом, оснащенным системой электродистанционного управления. Прекрасно продумано снабжение салона воздухом: отбираясь от компрессоров двигателя, он поступает в среднюю часть лайнера через две независимые магистрали, что позволяет поддерживать на борту оптимальную температуру.

Основным заказчиком самолетов ТУ-204 является сейчас летный отряд Администрации президента «Россия», в состав которого входят двенадцать таких самолетов.

Самолеты ИЛ

Наряду с конструкторским бюро «Туполев» флагманом отечественного авиастроения было ОКБ имени Ильюшина. Именно там в 1960 году был разработан самолет ИЛ-62, первый в СССР дальнемагистральный турбореактивный пассажирский самолет. Первый полет состоялся в 1963 году, а тремя годами позже началось серийное производство, продолжавшееся до 1995 года.

Самолет имеет ряд особенностей:

  • возможность движения задним ходом на незначительном расстоянии;
  • дополнительная задняя опора шасси, которая предотвращает опрокидывание незагруженного самолета во время руления или стоянки;
  • расположение центра тяжести позади главных опор шасси.

ИЛ-62 – первый реактивный самолет в мире, совершивший трансполярный рейс, произошло это в 1975 году.

ИЛ

Первым широкофюзеляжным пассажирским самолетом в СССР стал ИЛ-86, серийно производившийся в Воронеже в 1980-1997 гг. Он впервые поднялся в воздух на десять лет позднее американского аналога – Boeing-747, но объяснялось это не техническим отставанием отечественного авиастроения, а объективными экономическими факторами: в 1970-х годах граждане СССР не летали за границу в таком количестве, как американцы. Когда же экономические предпосылки возникли, был создан авиалайнер, соответствующий требованиям времени:

  • Самолет был рассчитан на 350 пассажиров.
  • Параметры круглого фюзеляжа позволили разместить на верхней палубе по девять кресел в ряд с двумя проходами.
  • Нижняя палуба предназначалась для багажа и грузов.

Уже через год после начала эксплуатации на ИЛ-86 было установлено более десяти мировых рекордов по скорости полета.

Еще одно достижение ОКБ им. Ильюшина – ИЛ-96, разработанный в конце 1980-х годов. Главной его особенностью стал широкий фюзеляж, позволяющий с комфортом разместить еще больше пассажиров. Самолет был разработан на основе ИЛ-86, но имел ряд принципиальных отличий:

  • Увеличенная площадь хвостового пера позволяет удержать самолет в воздухе, если отказывает двигатель.
  • Задние опоры шасси включают по четыре колеса, передняя – два, расположены они с учетом центра масс.
  • Топливная система работает автоматически, но допускается и ручное управление.

Эксплуатация ИЛ-96 продолжается и сегодня, а в 2005-2006 гг. несколько самолетов было экспортировано на Кубу, включая одну машину президентского класса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задержка или отмена рейса: права пассажировЗадержка или отмена рейса: права пассажиров

Авиаперелеты – очень востребованная услуга. Кто-то летает в туристических целях, а кто-то по деловым вопросам. Порой случается так, что авиакомпания задерживает или вовсе отменяет рейс. Обязанности авиакомпании при задержке или